Как выбрать лодку для рыбалки


Для настоящего любителя рыбной ловли важен не столько сам трофей, сколько раскрытые возможности водоёма в его получении. Сами же трофеи, как и их количество – это всего лишь вопрос времени. Вот только без удобной лодки обойтись вряд ли удастся.

Лодка для рыбалки и её функциональная зависимость от условий ловли

Необходимость в выборе надувной лодки для рыбалки (или лодки какой-либо иной конструкции) возникает в большинстве случаев уже у опытных рыбаков. Тех, кому уже недостаточно навыков прибрежной рыбалки, а неизведанные богатства водных просторов манят своими тайнами. Такие рыбаки уже выработали свои навыки и методы ловли. Исходя из них, они знают, какая лодка лучше для рыбалки. Именно для рыбалки, а не для прогулки или демонстрации её престижности.

Однако и этих знаний порой становится недостаточно. Какую лодку можно выбрать для рыбалки из уже имеющегося разнообразия магазинного ассортимента:

  • рыболовные лодки бывают надувными, алюминиевыми или пластиковыми. Без всякого сомнения, надувные лодки являются самыми популярными. Прежде всего, из-за своей универсальности. Они могут быть вёсельными, вёсельно-моторными и моторными. Велико и количество их типоразмеров. Такие лодки легко собирать и перевозить на место ловли в багажнике автомобиля. Если выбор надувной лодки для рыбалки сделан правильно, то никаких проблем с её эксплуатацией возникнуть не должно. Даже её ремонт можно выполнить своими руками непосредственно на рыбалке;
  • важно понимать, какого размера она должна быть. Будет в ней находиться один человек или несколько. Если в большой лодке будет располагаться один человек, то при самой ловле это неплохо, но вот при транспортировке лодки и ее спуске на воду проблемы будут немалые. А ловить рыбу вдвоем или втроём на небольшом судёнышке будет совершенно невозможно из-за тесноты. От такого удовольствия лучше отказаться;
  • какой должна быть у лодки грузоподъёмность, если учитывать ещё и амуницию для длительной рыбалки. Знания о том, как выбрать лодку для рыбалки, будут совершенно неполными, если не учесть запас её грузоподъёмности под снаряжение всей рыболовной компании. Это может быть запас бензина, палатки, снасти, продукты питания и даже пойманная рыба, вес которой может быть значительным;
  • будет процесс рыбной ловли проходить на реке, небольшом пруду или прибрежной зоне большого водохранилища. Лёгкую одноместную лодочку с надувными бортами может перевернуть даже небольшая волна, тогда как полноразмерный моторный катер выдержит серьёзное волнение даже на большом водохранилище. Тем более что наличие киля делает любую лодку чрезвычайно устойчивой;
  • касательно морской лодки для рыбалки. Море – не место для рыбалки на лёгких надувных судёнышках. Тем более что солёная вода быстро приведёт в негодность её прорезиненный материал;
  • что касается принципов ловли, то пластмассовые лодки для рыбалки на озере будут резко отличаться по своим возможностям от металлических лодок для рыбалки при троллинге на большой реке. Для спиннинговой ловли нужен прочный и надёжный пайол, достаточно большой кокпит, особенно если ловля ведётся вдвоём. Троллинг потребует размещения большого количества снастей и навигационного оборудования. При расстановке кружков на озере или ловле линей в зарослях тростника всё это будет лишним.

Надувные варианты рыбацких лодок

Поговорим о том, как выбрать надувную лодку для рыбалки. Все надувные лодки делятся на 2 большие группы, отличающиеся между собой материалом, из которого они изготовлены. Это может быть давно апробированная прорезиненная ткань и современный ПВХ-материал.

Конструктивно все плавсредства могут быть схожи и будут различаться лишь материалом. Именно с этим будут связаны все их достоинства и недостатки. При их рассмотрении следует считать, что конструктивные особенности лодок совершенно одинаковы.

Проще всего вести разговор о прорезиненном варианте. Именно в силу традиционности материала почти все знают, как выбрать резиновую лодку для рыбалки. К её положительным качествам относятся:

  • низкая стоимость при прочих равных условиях;
  • привычные методы и способы эксплуатации прорезиненных материалов;
  • доступность и простота всех ремонтных операций в любых условиях;
  • надёжность и ремонтопригодность всех шовных соединений.

Недостатки такого материала следующие:

  • весовые показатели в 2 раза превышают показатели конкурента;
  • срок службы значительно ниже из-за его склонности к старению;
  • недостаточны и прочностные показатели материала;
  • излишняя пластичность при нагреве от прямых солнечных лучей;
  • привлекательность для грызунов при зимнем хранении. При этом трудно избежать её растрескивания и опрелости.

Выбрав лодку ПВХ для рыбалки, можно с уверенностью сказать, что всех перечисленных недостатков она будет лишена. Достоинств материала из ПВХ действительно много:

  • он лёгок и прочен одновременно. В различных конструкциях его плотность может изменяться от минимальных 750 гр/м2 до солидных 1350гр/м2;
  • ткань проста в эксплуатации и обслуживании;
  • не слишком требовательна к условиям хранения;
  • практически не подвержена старению и порче грызунами;
  • ПВХ-ткань многочисленна в своей цветовой гамме.

К недостаткам, с которыми все смирились, можно отнести;

  • высокую стоимость;
  • недостаточную ремонтопригодность в походных условиях.

Важно: сезонное хранение лодок как из прорезиненной ткани, так и из ПВХ лучше производить в накачанном состоянии. Это позволит избежать таких проблем, как выпревание, растрескивание и порча грызунами. При невозможности такого хранения – постараться не трогать лишний раз сложенную лодку.

какую лодку выбрать для рыбалки

Лодка из ПВХ для рыбалки

Конструктивные особенности надувных рыбацких лодок

Естественным было бы предположить, что выбор резиновой лодки для рыбалки может быть оправдан исключительно экономическими соображениями. Во всех остальных случаях приобретение рыбацкого плавсредства из ПВХ будет совершенно логичным. После того как сделан выбор в пользу одного из материалов, можно рассматривать конструктивные особенности лодок, напрямую зависящие от способов и характера рыбной ловли. Конструктивное разнообразие надувных плавсредств полностью соответствует многообразию способов рыбной ловли.

Гребные конструкции надувных лодок

Гребные варианты конструкций чрезвычайно удобны при регулярной ловле в небольших водоёмах или реках со слабым течением. Они не бывают многоместными, и одному человеку просто загрузить их в машину и выгрузить вблизи водоёма. Снаряжение такого плавсредства – тоже не обременительная операция. Чуть сложнее будет с выбором двухместного варианта. Но при этом есть достаточно простые рекомендации по выбору лодки ПВХ для рыбалки.

Чаще всего это одно- или двухместные конструкции. Наиболее универсальные и демократичные изделия. Надувные борта часто делают секционными, что повышает безопасность их эксплуатации.

Следует учитывать, что чем лодка вместительнее, тем она тяжелее и дороже. Но к минимизации надо стремиться разумно – чем меньше свободного места в лодке (кокпите), тем менее удобно будет там размещаться. Дно лодки может быть как надувным, так и твёрдым. Это особенно важно, если предполагается заниматься спиннинговой ловлей.

Но самое главное – весить она должна не более 20 кг. Ведь если к этому весу добавить дополнительные килограммы от амуниции, снастей и прикормки, то наберутся все 35-40 кг. Для одной ходки рыбака от машины к берегу это много.

Рыбачить на такой лодке удобно там, где невелика скорость течения воды – не более 5-и км/час. При такой скорости доступны любые способы ловли – от кружков и жерлиц до спиннинга и дорожки.

Важно: если позволяют размеры кокпита, то следует непременно приобрести специальные надувные сидения для рыбалки. Многочасовое пребывание в положении «встревоженного суслика» будет в значительной степени облегчено.

Вёсельно-моторные надувные плавсредства

Это уже более серьёзные конструкции, да и сама ПВХ-ткань применяется более высокой плотности, чем в гребной конструкции.

В зависимости от их размеров могут быть использованы моторы различной мощности. При этом следует обратить внимание на качество монтажа транца – места, куда должен крепиться двигатель. Крепление через резиновые амортизаторы гораздо надёжнее.

Размеры подобных конструкций начинаются с длины 2,3 м и грузоподъёмности до 0,5 т при весе всего 20 кг. При этом на них может быть подвешен двигатель мощностью до 5 л.с.

При этом необходимо отметить, что лодки до размера 3,0 м – для 1 рыбака.

Если же длина будет приближаться к 4,0 м, то это уже неплохо для 2 человек. На таком судне может быть установлен мотор порядка 15 л/с. Вес такой лодки (≥ 60 кг) зачастую превышает физические возможности 1 человека, зато комфортность размещения в ней рыбаков будет значительно выше.

Обратить внимание следует и на крепление сидений (банок) к баллонам. Будет очень удобно, если такое крепление будет иметь возможность изменять своё положение (схема ликтрос-ликпаз).

Немаловажное значение при рыбалке на таких лодках имеют слани (днище). Главное – чтобы они были удобны в монтаже при сборке и эксплуатации во время рыбалки.

Важно: для повышения устойчивости и маневренности подобных плавсредств обязательно наличие киля. Он может быть и надувным, что достаточно удобно.

Существуют и судна длиной до 4,7 м. включительно. Один только подвесной мотор на них мощностью в 30 л.с. будет весить более 60 кг, что совершенно не отвечает основному принципу любого надувного плавсредства – мобильность и соразмерность с физическими возможностями человека. Эксплуатировать такой корабль для рыбалки в условиях речных преград, мелей и завалов довольно проблематично. Если, конечно, он не паркуется на лодочной станции или яхт-клубе.

Гораздо практичнее в этом случае будет приобретение алюминиевого или пластикового судна. Установив его на прицеп, будет проще перевозить его с водоёма на водоём и при этом легко спускать на воду в удобном для этого месте. Такие судна принято использовать не для рыбалки, а для круизных прогулок.

Каркасные лодки из алюминия и пластика

Подобные изделия стали настоящим водоразделом между владельцами демократичных надувных лодок и респектабельными обладателями корпусных катеров. Если первые не утратили своей мобильности, как и истинные любители береговой ловли, то вторым без тяжёлых кроссоверов и прицепов не обойтись. Больше того, они должны ещё иметь возможность где то ставить своих монстров на хранение, будь то яхт-клуб, рыболовная база или городская платная стоянка.

Но ничего не поделаешь – комфорт и чувство собственного превосходства тоже имеют своих поклонников. Именно корпусные плавсредства как нельзя больше подходят для этого. Из какого материала они изготовлены, большого значения не имеет. Будет это стеклопластик или катера и лодки для рыбалки из алюминия, у каждого есть свои серьёзные достоинства, как и немалые недостатки.

какая лодка лучше для рыбалки

Алюминиевая лодка для рыбалки

Для изделий из алюминия положительными чертами являются:

  • высокая надёжность сварных конструкций и непревзойдённое долголетие, на порядок превышающее срок службы резиновых и ПВХ-материалов;
  • возможность создания комфортных условий для рыбной ловли и отдыха;
  • высокие прочностные показатели и коррозионная стойкость лодок из АМГ-овых сплавов. Особенно это касается изделий из сплавов АМГ-5 и АМГ-6. Последний идёт на изготовление продукции, эксплуатируемой в солёной морской воде. В том числе и морских лодок для рыбалки и не только;

Достаточно и отрицательных характеристик:

  • непомерно высокая стоимость изделий из алюминиевых сплавов, сравнимая со стоимостью автомобиля среднего класса;
  • большие эксплуатационные расходы, связанные с их хранением, транспортировкой и обслуживанием;
  • отсутствие мобильности при регулярной эксплуатации.

Серьёзную конкуренцию продукции из алюминия представляет армированный стекловолокном пластик. Прежде всего из-за меньшей стоимости аналогичного изделия и хорошей ремонтопригодности в походных условиях. Великолепный вид конечного изделия сразу привлекает к себе внимание. При этом при его половинной стоимости от алюминиевых изделий оно может позволить себе некоторые недостатки, свойственные всем пластикам:

  • недостаточная прочность при отрицательных температурах;
  • влияние осмос-процесса на срок службы всего корпуса;
  • необходимость регулярного обслуживания для поддержания покровного слоя в исправном состоянии;
  • некоторое увеличение веса корпуса при длительной эксплуатации.

Приобретая ту или иную лодку для рыбалки, следует ориентирваться на то, что не рыбак будет приспосабливаться к возможностям своей покупки, а она сама должна отвечать всем его запросам и возможностям. Понятно, что тихая охота в зарослях тростника на вёсельной лодке из ПВХ совершенно не подходит любителю рёва моторов глиссирующего монстра с 6-ю спиннингами за кормой.

comments powered by HyperComments