О рыболовных катушках с байтранером


Охота на крупную рыбу — сома, щуку, судака или просто крупных толстолобика и карпа — имеет одну неприятную особенность. Рыболов должен постоянно держать удочку в руках, чтобы сразу среагировать на поклевку. Трофейный экземпляр часто способен уволочь удочку в воду, особенно если лов происходит с борта лодки, а удилище не закреплено в держателе. Да и при ловле с берега порой приходится догонять удилище, которое только что спокойно лежало на траве, но внезапно рванулось и поползло в воду.

Чтобы этого избежать, были изобретены специальные рыболовные катушки с байтранером.

Что такое байтранер, для чего нужен

Байтранер — это механизм, отключающий фрикционный тормоз катушки, только не основной, а дополнительный. Им комплектуются только фрикционные безынерционные катушки. Конструктивно он выполняется обычно в виде рычажка на тыльной стороне корпуса катушки. Возможен вариант с небольшим переключателем в верхней части катушки, над шпулей. У него есть два положения — «закрыто» и «открыто», механизм выключен и включен соответственно. В обычном положении он отключен. Но если вы передвинете рычажок после заброса, то когда крупная рыба клюнет и, поняв, что попала на крючок, резко дернется, байтранер позволит ей смотать некоторое количество лески.

Грубо говоря, он дает возможность шпуле вращаться в обе стороны — на размотку и смотку. При ловле мелкой рыбы вроде уклейки, плотвы, карасиков особенной необходимости в этом нет, но при целенаправленной охоте на трофейный экземпляр байтранер может уберечь леску от обрыва, а удилище — от падения в воду.

Обратите внимание: байтранер — это не устройство, отключающее тормоз катушки. Это самостоятельный дополнительный тормоз, который настраивается самим рыбаком на определенное усилие, и самостоятельно деблокируется, когда катушка начинает работу на смотку лески.

Основное его предназначение – именно в защите лески от обрыва, особенно если вы применяете негибкий «телескоп» или спиннинг с жестким строем. Резкий рывок, который ничем не амортизируется, может привести к тому, что леска просто лопнет. Байтранер самортизирует этот рывок и даст возможность рыболову взять ситуацию в свои руки.

рыболовная катушка с байтранером

Байтранер дает возможность шпуле вращаться в обе стороны — на размотку и смотку

Достоинства и недостатки

К числу главных плюсов, которые дает рыболовная катушка с байтранером, можно причислить:

  • защиту от резких нагрузок на снасть, которые могут привести к обрыву лески, поломке верхней части удилища, самой катушки и т. д;
  • избавление от вибрации, которое дает катушка для спиннинга с байтранером;
  • «разгрузку» рыболова, в том числе психологическую. Во время ловли с такой катушкой можно слегка расслабиться и спокойно дождаться, когда клюнет вожделенный трофей;
  • облегчение вываживания трофея. Байтранер позволяет удобнее «играть» с рыбой, ослабляя ее, ибо не секрет, что крупная особь может биться довольно долго, до получаса. Иногда необходимо дать рыбе немного свободы, приотпуская снасть — легче всего это сделать, включив байтранер;
  • используя маркированный поплавок, удилищем с байтранером можно делать замеры глубины в водоеме;
  • облегчение дальнего заброса и увеличение его длины — вы можете включить байтранер до того, как взмахнуть удочкой, и инерция стянет немного лески с катушки, а бросок выйдет дальше.

У этого устройства есть и недостатки. К ним относят:

  • увеличенную массу катушки;
  • пониженное время наработки на отказ;
  • более высокая стоимость.

Основная проблема подобных катушек — более низкая долговечность и, соответственно, надежность, что вообще характерно для более сложных устройств по сравнению с менее сложными. Кроме того, человеку, привыкшему удить без байтранера, катушка с таким приспособлением будет какое-то время казаться неудобной — ее ход несколько другой.

Сфера применения

Как упоминалось выше, это крупная рыба. Троллинговые спиннинги, к примеру, всегда оснащаются катушками с байтранерами — их отсутствие может привести к поломке снасти, особенно если вектор движения судна и вектор рывка рыбы противоположны.

Это устройство — дополнительный тормоз, который регулируется так, чтобы быть мягче основного. Он регулируется на определенное усилие рывка. Обходиться без него, просто отключив основной тормоз, не стоит — леска будет разматываться просто ветром или течением. Кроме того, можно отрегулировать дополнительный тормоз так, чтобы он не отключался при слабых рывках при случайной поклевке мелкой рыбешки. Поэтому основная его цель — любая рыба весом более 3-4 кг: крупный карп, щука, налим, сазан или сом. Занимаясь ужением более мелкой рыбы, применять катушку с «обратным тормозом» нецелесообразно из-за ее высокой стоимости. Соответственно, эти модели применяют практически на любых удилищах — донках, фидерах, спиннингах.

Кстати, как только рыбак начинает вращать рукоятку катушки с включенным байтранером, сматывая леску, он автоматически выключается.

Общий принцип применения выглядит так:

  1. Происходит заброс, удилище ставится на подставку, включается байтранер;
  2. Когда происходит поклевка, то, если она достаточно сильная, срабатывает фрикцион (о чем рыболова извещает характерный щелчок), и леска начинает разматываться;
  3. Когда рыбак берет удочку в руки и начинает сматывать леску, система размотки автоматически выключается. В дальнейшем при вываживании можно при желании пользоваться обычным методом — ослабляя фрикцион.

Как выбрать?

При выборе сматывающего устройства с байтранером следует руководствоваться следующими факторами:

  • бренд. Не стоит выбирать недорогую катушку ноу-неймового производителя из Поднебесной. Это сложное, причем чисто механическое устройство, надежность которого напрямую зависит от качества использованных материалов, стойких к трению и физическим нагрузкам. Качество не может стоить слишком дешево;
  • на катушку должна быть гарантия;
  • рекомендованное покрытие — цирконий или нитрид титана;
  • на катушке должна быть указана силовая характеристика. Она не может быть меньше 7 кг;
  • в составе конструкции должны быть шарикоподшипники — без них благодаря силе трения она быстро выйдет из строя. Количество подшипников — не менее 5;
  • корпус и основные детали должны быть сделаны из металла, а не пластмассы. Помним, что это устройство рассчитано на вываживание крупной, сильной добычи;
  • передаточное число катушки — т. е. количество оборотов ручки по соотношению к оборотам шпули — должно быть в диапазоне 4,5:1 — 5,5:1. Это значит, что на один полный оборот рукоятки приходится от четырех с половиной до пяти с половиной оборотов ручки.

Стоит определиться, на что вы собираетесь сделать упор. Дело в том, что катушки с меньшим передаточным числом — силовые, выдерживают большую нагрузку. С большим — скоростные, допустимая масса возможного улова на крючке у них меньше.

Чтобы понять, чем различаются дорогие и дешевые модели, можно в качестве примеров для сравнения привести две серии катушек с байтранером. Например, Salmo от компании Diamond Baitfeeder. Это бюджетная, но достаточно качественная серия металлических катушек специально для донной ловли, с передним расположением основного фрикциона. У нее 3 или 4 шариковых и 1 роликовый подшипник, покрытие из нитрида титана и стандартное передаточное число 5,2:1. Ручка устанавливается по выбору рыбака как слева, так и справа, и закрепляется винтом. В комплекте идут две шпули – алюминиевая и графитовая. Стоимость начинается от 2200 р., в зависимости от конкретной модели.

К более дорогим катушкам, принципиально иного класса, относится, к примеру, Daiwa Emcast BR. Стоимость ее начинается от 6-7 тысяч рублей. За эти деньги предлагается специальная «карповая» катушка, на трофейного карпа. 7 шариковых подшипников плюс 1 роликовый, передаточное число 4,6:1 (т. е. это устройство по классу ближе к силовым), «бесконечный» винт, запасная шпуля из алюминия и двойная ручка в комплекте. Эта катушка  значительно прочнее предыдущего представителя из бюджетного класса.

катушка для спиннинга с байтранером

Daiwa Emcast BR

Настройка

Как и фрикцион, байтранер необходимо настроить на определенное усилие. Но если фрикцион предназначен для того, чтобы резко сбросить леску при особо сильном рывке, чтобы не допустить ее обрыва, то байтранер (хотя чисто технически это такой же фрикционный механизм) — наоборот.  Соответственно следует и регулировать.

Включив байтранер, начните вращать регулятор — это небольшой верньер на барабане, обычно в задней части приспособления. Самое главное — усилие, при котором он должен срабатывать. Регулируйте его, вручную натягивая леску, но учтите, что лучше всего это делать под конкретную рыбу, которую ловите. Усилие не должно быть слишком малым, но и слишком большим тоже, иначе в применении такой схемы нет смысла. Усилие для срабатывания байтранера всегда должно быть ниже, чем для основного фрикциона, иначе он просто не будет срабатывать.

comments powered by HyperComments